Содружество было описано как организм, который мог эволюционировать, но не мог быть построен по чертежу. Это отличает его от Организации Объединенных Наций, построенной на основе своего устава в сознательном стремлении установить общепризнанные стандарты международного поведения.
Королева Елизавета II с главами правительств Содружества на борту королевской яхты "Британия" во время встречи глав правительств Содружества в 1975 году в Кингстоне, Ямайка.

В отличие от других международных официальных организаций, характер Содружества менее заметен, чем характер союза или договорного соглашения, чем характер семьи. Многие президенты и премьер-министры стран Содружества, а также его глава, королева Елизавета II, обращали внимание на это чувство семьи. Как семья, Содружество существует, потому что его члены чувствуют, что у них есть естественная связь, имеющая давнюю историю. Его работа по развитию стала возможной, потому что связь с Содружеством уже существовала. Страны мира на английском языке.

Члены считают связь естественной, потому что у них общее прошлое, общий язык и, несмотря на их различия, повышенная способность доверять друг другу. Они использовали эту связь, чтобы способствовать развитию друг друга и работать в партнерстве для продвижения глобального соглашения по таким важнейшим вопросам, как торговля, задолженность, гендерное равенство, окружающая среда, угроза терроризма и международная финансовая система.

Продукт истории и предвидения
Сегодняшнее Содружество ни в коем случае не было неизбежным развитием. Это произошло благодаря мощным связям, которые сложились между лидерами и людьми, особенно во время процесса деколонизации и в первые годы эволюции Содружества как ассоциации суверенных государств. Последствия изменений во главе с Джавахарлалом Неру и Кваме Нкрумой наиболее известны, но есть несколько таких поворотных моментов.

Статус доминиона
В начале девятнадцатого века британская имперская политика начала смягчаться под давлением большего самоопределения, первоначально в основном со стороны населения наиболее развитых колоний, происходящего от британского происхождения. Канада первой получила самоуправление (в 1840-х годах), а также первой стала доминионом (1867). Статус Доминиона, который позволял самоуправление и широкую независимость во внешних делах, коренным образом изменил отношения между колонией и имперской властью. Возможно, именно в этом духе британский политик лорд Роузбери, посетивший австралийскую Аделаиду в 1884 году, назвал империю ‘Содружеством наций’.

Австралия получила статус доминиона, когда ее штаты объединились в Австралийское содружество в 1901 году. За ним последовала Новая Зеландия в 1907 году, Южная Африка в 1910 году и Ирландское свободное государство в 1921 году. Пять доминионов и Индия имели свое представительство в Лиге Наций, предшественнице ООН.

Великобритания и доминионы были охарактеризованы в Докладе Бальфура 1926 года как ‘автономные сообщества в составе Британской империи, равные по статусу, никоим образом не подчиняющиеся друг другу ни в одном аспекте своих внутренних или внешних дел, хотя и объединенные общей преданностью короне и свободно ассоциирующиеся как члены Британского Содружества Наций’.

Вестминстерский статут, принятый парламентом Великобритании в 1931 году, дал юридическое признание фактической независимости доминионов. Парламенты Канады, Южной Африки и Ирландского свободного государства быстро приняли законодательство, вводящее в действие статут. Австралия приняла его в 1942 году, а Новая Зеландия - в 1947 году. Ньюфаундленд отказался от своего статуса доминиона и был включен в состав Канады в 1949 году.

Республиканское членство
В то же время борьба за самоуправление в Индии (тогда также включавшей Бангладеш и Пакистан) нарастала. Индия и Пакистан добились независимости – как доминионы и члены Содружества – в 1947 году, а Шри-Ланка последовала за ними в 1948 году.

Эти события ознаменовали изменение направления развития Содружества, поскольку это были первые страны, где стремление к независимости исходило от коренного населения, а не от общин, происходящих в основном от британских поселенцев. Это заложило основу для эволюции многорасового Содружества.

Затем Содружество столкнулось с конституционным кризисом. Предполагалось, что основным обязательством ассоциации будет то, что все члены будут иметь монарха Соединенного Королевства в качестве главы государства. Учредительное собрание Индии решило принять республиканскую форму правления, но пожелало остаться в составе Содружества. На встрече премьер-министров Содружества в 1949 году было решено, что Индия может остаться членом в качестве республики, но принимая монарха ‘как символ свободной ассоциации независимых государств-членов и как такового главу Содружества’.

Это развитие открыло путь для других стран, которые приняли республиканские конституции (или имели национального монарха), чтобы стать членами Содружества. В начале 2006 года у 37 из 53 членов не было королевы Елизаветы II в качестве номинального главы государства, но все признали ее главой Содружества.

Королева также является главой государства в 16 странах Содружества, все они полностью независимы. Она является главой каждого из этих государств в отдельности. За исключением Великобритании, страны, сувереном которых является королева, теперь официально известны как королевства (хотя на практике этот термин практически устарел), а королева представлена генерал-губернатором, который выполняет официальные функции главы